В ЧЕМ СУТЬ И СМЫСЛ «ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Уверен, что я не единственный человек на свете, что претендует на словосочетание «трансцендентная психология» как название некого подхода в познании. Но я надеюсь, что именно предлагаемый мной подход станет тем новым магистральным путем развития человеческой мысли и психологии в частности, что закрепится в истории науки под названием «трансцендентная психология». Поэтому все пояснения далее я даю исключительно своему авторскому подходу и не несу ответственности за всех, кто использует это же словосочетание иначе.

Суть «Трансцендентной психологии» (далее ТП) состоит в методе трансценденции, заложенном в основе данного подхода. Данный метод подразумевает, что за любым доступным восприятию феноменом лежит «тонкая», т.е. не воспринимаемая при помощи органов чувств, причина, и метод позволяет познанию «взойти» к этой, лежащей за пределами восприятия причине. Более того, метод позволяет не только определять ее, но и вступать во взаимодействие, а еще точней – в сотворчество, с ней. «Восхождение» познания здесь индуктивно и ведет к Единому как изначальной первопричине, т.е. к понятию Бога, и – одновременно с этим к ограниченному множественному как к комментариям Единого. Проще говоря, метод трансценденции позволяет проследить причинные связи от любого феномена к некому кластеру причин, которые в свою очередь сами сводятся к одной первопричине. Если с упомянутой одной первопричиной все очевидно – по определению это может быть только понятие Бога, то в качестве кластера в ТП выступает хорошо известное в ведической культуре понятие Наваграхи.

Наваграха – это 9 Сил (Грах), взаимосвязанных между собой определенным иерархическим порядком и функционалом. Ошибочно будет сводить Грахи к планетам Солнечной системы, как это делает профанная астрология: планеты – их атрибуты. Высшей Грахой среди всех является Солнце (Sy) и презентует собой Бога в системе Грах. Все остальные 8 Грах являются комментариями Sy. Именно поэтому, как сказано выше, трансцендирование обращено к изначальной первопричине – Богу, и одновременно с этим к ограниченному множеству – к 9 Силам. Иными словами, все разнообразие феноменов (как воспринимаемых, так и не воспринимаемых) можно свести к 9 Силам, которые в свою очередь сходятся в Боге.

Операциональная оправданность такого подхода заключается, прежде всего, в том, что:
1. Мы имеем возможность различения и классифицирования, но при этом не теряем единства и целостности получаемого знания (что стало «первым проклятием» западной научной мысли);
2. Нет необходимости «изобретать велосипед»: все тонкие феноменологические взаимосвязи материального мира уже изучены Джйотиш, нам осталось лишь применить надлежащим образом это знание в области психологии.

Родовым отличием ТП от классической психологии является то, что ТП собственно изучает не человека, а весь проявленный мир, а человек становится объектом и субъектом познания в статусе его неотъемлемой частицы, что в свою очередь спасает нас от «второго проклятия» западной научной мысли – ее вредоносности.

Действительно, неспособность встать в позицию НАД, т.е. в надчеловеческую, иными словами, трансцендентную позицию – приводит к неизбежному противопоставлению «я» – «не я», где «не я» обретает онтологический статус объекта, что уже обрекает человека на неразрешимый экзистенциальный кризис. Я имею в виду экзистенциальную триаду: изоляция, бессмысленность, смерть. При данном подходе психология исходит из эго-мотивов и сводится к эго, в то время как ТП рассматривает эго как важную, но внешнюю структуру по отношению к самому человеку. В условии упомянутого начального противопоставления само по себе эго – бессмысленно и конечно, как и любой элемент системы вне связи с системой. У листа, оторвавшегося от ветки, нет ни собственного смысла, ни функционального бытия по отношению к дереву – он мертв, тогда как сущность и функция живых листьев на дереве очевидна. Так же человек живущий в парадигме «я, мое, мне» - мертв. И мертва его наука. Это всегда – наука умирания.

ТП говорит о жизни, всеобщности, смысле и бессмертии. ТП говорит не о том, как владеть миром (это глупая иллюзия), но учит универсальному языку бытия и учит сотворчествовать с миром в гармонии, т.е. в единстве с Высшим. Это абсолютно «экологичное» Знание.
В рамках данной заметки нет возможности даже контурно обозначить ТП, но можно заронить в сознание думающего семена, из которых пробьется росток интереса. Я же постараюсь подхватить его и провести вас дальше, ближе к цели. Эта цель вписана, как круг в треугольник, меж трех сияющих вершин: САТ-ЧИТ-АНАНДА.
В этом конечная цель «Трансцендентной психологии» https://bugulov-consulting.com/pr_seminar